Результаты научно-практической деятельности Международного Института Дельфинотерапии были представлены на многих научных симпозиумах, конгрессах, форумах и других мероприятиях в России, Бельгии, Турции и на Украине.
Только в Государственном киноконцертном зале «Россия» (г. Москва) дважды проводились выступления по теме дельфинотерапии — на VI Конгрессе педиатров России и I Международном Форуме «Дети в чрезвычайных ситуациях».
Выступление на VI Конгрессе педиатров России
Использование дельфинотерапии в реабилитации детей
Универсальной задачей наших дней становится повышение витальности детского населения. Для этого необходимы новые подходы и современные технологии в области психологии и медицины.
В силу многофакторности воздействия негативных составляющих нашей жизни коррекционные, терапевтические и реабилитационные мероприятия необходимо выстраивать как медико-психологический комплекс. Всем этим требованиям отвечает метод дельфинотерапии.
Метод дельфинотерапии (ДТ) является системой физических и психических воздействий, направленных на лечение больного, с использованием дельфинов. Цель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношения больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Прямо или опосредованно происходит комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека. Даже в своем определении дельфинотерапия достаточно полно корреспондируется как с психотерапией, так и с физиотерапией. В нашем варианте метода изначально заложен комплекс позитивных эффектов, которые достигаются при использовании в период сессий фрагментов:
- психологии общения;
- психотерапии;
- гидрокинезотерапии;
- талассотерапии;
- ультразвуковой терапии;
Это положение подтверждается и тем кругом специалистов, которые сосредоточены при интеракциях «дельфин-пациент»: невропатолог, психотерапевт, медицинский психолог, логопед, дефектолог и т. п.
Дельфинотерапия позволяет добиваться общих эффектов, которые укрепляют силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в сессионный и постсессионный периоды, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием либо госпитализмом).
Помимо вышеназванного метод может использоваться при целенаправленном лечении больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы и т.п.), посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), задержками психического и речевого развития (ЗПРР), ранним детским аутизмом (РДА) и т.п.
Дельфинотерапия хорошо комплиментарна для медикаментозного и физиотерапевтического лечения, может применяться комбинированно или сочетано с другими реабилитационными методами. Она, как и психотерапия, неосуществима без положительного эмоционального контакта с пациентом. Во всех этих случаях срабатывает «эффект маятника». Обращение к использованию дельфинов обусловлено их уникальными природными особенностями: отсутствие к ним культурных ограничений (во временном и географическом аспекте), сочетание высокого интеллекта и редких физических данных, особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Все вместе взятое продуцирует сильную позитивную установку (эффект «положительного культурального шока»).
В новых реабилитационных технологиях должен в полной мере реализовываться принцип синергизма. Его использование позволяет значительно повысить эффективность коррекционных и терапевтических мероприятий. Суть его состоит в том, что многие факторы риска при психосоматических заболеваниях действуют синергически, т.е. усиливают многократно общий эффект своего влияния, происходит не сложение отрицательного воздействия, а как бы умножение одного фактора на другой. Сходный эффект отмечается и при терапевтическо-коррекционном воздействии, когда происходит значительное возрастание эффективности лечебных мероприятий под выраженным влиянием психологической коррекции. Это выход на терапию многофакторного воздействия, мультифункциональную направленность задействованных методик. Терапевтическое воздействие при дельфинотерапии в значительной степени объясняется сонофоретической моделью, когда специально подготовленный дельфин выступает при лечебных интеракциях как природный ультразвуковой сонар и целенаправленно лоцирует (издает акустическую эмиссию) на пациента.
Мы базировались на традициях, которые были заложены уважаемыми корифеями физиотерапии Боголюбовым, Улащиком и др. В основе терапевтического эффекта при дельфинотерапии лежат хорошо известные каждому педиатру лечебные воздействия, при воздействии дельфина вступают эффекты резонанса и идет активация как организма, так и систем.
Это позволяет реализовать известные лечебные эффекты ультразвуковой терапии (УЗТ): противовоспалительный, анальгетический, спазмолитический, метаболический, дефиброзирующий, бактерицидный. Свой вклад вносят одновременные во время сеанса морские ингаляции и морское купание, синергически действует мощная и хорошо подобранная психотерапия. Максимально задействованные функциональные исследования (ЭЭГ с функциональными пробами, мониторинг ЭКГ, КИГ по Баевскому) позволяют векторно управлять процессом лечения.
Разработана отдельная модульная субпрограмма для оказания помощи детям с политравмой. Имеется уникальный опыт реабилитации детей с краш-синдромом и гипоксией головного мозга, которым реабилитационные сеансы дельфинотерапии проводились при постоянном ЭЭГ-контроле. У части детей он осуществлялся непосредственно в дельфинарии: до и после сеансов.
Помощь подобным контингентам детей в рамках Конгресса будет рассматриваться на 10 симпозиуме.
Позитивные изменения биоэлектрической активности головного мозга были зарегистрированы в каждом случае и носили выраженный индивидуальный характер. Однако можно было отметить и общие для всех тенденции:
- Самый четкий и определяемый даже без углубленного анализа признак — улучшение межполушарной симметрии электроактивности и явная синхронизация колебаний в обоих полушариях.
- происходил процесс нормализации распределения основных ритмов ЭЭГ.
- После каждого сеанса достоверно снижалась средняя мощность бета-ритма и медленных волн дельта-диапазона.
- Показательным являлось усиление абсолютной мощности альфа-ритма с улучшением его топического распределения.
Поэтому сейчас мы знаем, что ребенку комфортно с дельфином не только в психическом плане, но под этим существует и значительная материальная основа.
В ходе исследований мы определились с противопоказаниями (а они есть) — острые инфекционные болезни, эпилепсия и эписиндром, онкологические больные. Хотя в США активно работают с онкологическими больными на последних стадиях болезни.
В мировой практике разработки по дельфинотерапии сконцентрированы в США и Мексике. По содержанию и эффективности комплекса уже несколько лет назад нам удалось выйти на уровень института дельфинотерапии доктора Д. Натансона во Флориде. (Единственная позиция, к которой мы, наверное, никогда не приблизимся — это стоимость недельного курса в 5 тыс. долларов).
Метод дельфинотерапии может реализоваться по двум направлениям:
- свободная интеракция пациента с дельфином при минимальном участии специалистов (Л. Лукина). В период интеракции в режиме free style пациент самостоятельно выстраивает как отношения с дельфином, так и физические манипуляции;
- структурированная интеракция пациента с дельфином.
Коннектором выступает специалист (психолог у D. Natanson), который и разрешает целевые задачи взаимодействия. Задачи ставятся в зависимости от умения специалистов использовать составляющие компоненты метода (психологические, психотерапевтические либо физиотерапевтические). Зачастую происходит ограничение (сужение) эффективности метода, например, D. Natanson занимается стимулированием мотивации больного ребенка к реабилитационным мероприятиям.
Занимаясь проведением дельфинотерапии по второму направлению, удалось значительно развить и модифицировать сам метод. Наша терапевтическая метафора состоит в том, что дельфин выступает в качестве «иголки», которая проходит сквозь патологические установки и барьеры пациента и позволяет подключать другие виды терапии, исполняющие роль «ниток протянутых за иголкой».
Дельфин становится ко-терапевтом. Нами используется то, что он относится к животным, которым присуще аллеломиметическое поведение. У таких животных происходит взаимное стимулирование к тем действиям, какие выполняют члены сообщества, например — общению. В силу большой общительности и контактности, способности к межвидовому общению, дельфины поощряют подобное взаимоотношения с людьми. Высокая социальность дельфина используется в терапевтических целях для решения проблем инкапсуляции и дальнейшей социализации пациентов. Задача терапевта — модулировать эти контакты.
Перед использованием дельфина в качестве ко-терапевта в дельфинотерапии, он проходит тренировку по специальной программе. В рамках этой программы происходит подготовка к управляемой ультразвуковой эмиссии сонаром дельфина. Взаимодействие с дельфином становится продуктивным, если оно не спонтанно, а направлено на реализацию комплекса упражнений для развития и закрепления у ребенка новых навыков и умений психомоторного функционирования. Так как с пациентом в период сессий работают различные специалисты, то сама процедура становится диапевтической (т.е. включает диагностику и лечение), что позволяет интенсифицировать процесс.
На 1-ом этапе дельфинотерапии за счет высокой мотивации пациента при начальных сеансах происходит активация головного мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств, т.е. — тактильную, зрительную, слуховую.
На 2-ом этапе дельфинотерапии после установления двухстороннего контакта между пациентом и дельфином и вхождения пациента в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования. Терапевт предлагает пациенту выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений. Затем происходит развитие движений в воде при достижении у пациента антигравитационного («ощущение невесомости») эффекта. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, плекситы, сколиоз и т.п.) на этом этапе мы можем в воде решить основные задачи, которые ставятся специалистом лечебной физкультуры (ЛФК).
Одновременно, этот процесс сопряжен с постоянным вербальным и невербальным взаимодействием с дельфином. Каждый элемент упражнений предварительно демонстрируется и объясняется пациенту терапевтом, который находится совместно с ним в воде.
При дельфинотерапии очень мощно используется канал невербального общения. С учетом того, что до 70% информации о партнере мы получаем в рамках невербальной коммуникации, то в период интеракций активно используется весь арсенал: речь поз и жестов, речь мимики, околоречевые характеристики, речь дистанции (при контакте с дельфином она всегда в зоне интима — до 0,5 м).
Среди психотерапевтических эффектов дельфинотерапии следует выделить основные:
- повышение витальности и реабилитационной мотивации;
- сенсорная стимуляция (объективно фиксируемая электроэнцефалографическим контролем биоэлектрической активности головного мозга);
- рост самооценки;
- преодоление инкапсуляции и дефицитарности позитивных эмоций;
- рост коммуникативной продукции и самого репертуара.
О терапевтических эффектах упоминалось ранее, дельфинотерапия позволяет в полном объеме раскрыть над ребенком терапевтический «плащ помощи».
Метод дает шанс ребенку и его родителям. Ребенок сталкивается с чудесами в жизни, а не только в сказке.
Метод дельфинотерапии, будучи по форме высокотехнологичным, содержит значительный гуманистический заряд по своей сути.
Summaries:
In this article the method of the dolphin therapy is define and the trends of its development are given. There are positive effects which are possible to achieve during the sessions of the dolphin therapy.
Keywords:
dolphintherapy, motivation, methods, positive effects.
Литература:
Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей// Матер. VI Конгресса педиатров России «Неотложные состояния у детей». -Москва, 2000. -с.177-178.